Драйв Porsche по цене Volkswagen. Звезда первого «Форсажа». Супра – мечта многих поклонников японских машин класса GT, причем, за сравнительно не большие деньги. Значение слова Supra (Супра) – «над», «выше», приставка, обозначающая расположение выше чего-либо; над чем-либо.
Пожалуй, у Toyota не было более грандиозного, более спортивного автомобиля, чем последнее поколение Supra. Можете вообще забыть, что это Toyota, потому что из традиционных "тойотовских" ценностей Supra может похвастаться лишь качеством изготовления. В остальном эта машина называться просто Тойотой не может.
Изначально имя «Supra» использовалось компанией «Toyota» для обозначения самых «крутых» модификаций спортивного купе 2000 GT, представленного в 1967 году.
Затем приставку «Supra» в 1979 году получили «навороченные» версии купе Celica — модель Celica Supra имела по сравнению с обычной машиной увеличенные габариты, богатую комплектацию, независимую подвеску, дисковые тормоза на всех колесах и 6-цилиндровый двигатель объемом 2,6 л с системой впрыска топлива. Именно благодаря силовому агрегату Celica Supra пользовалась неплохим спросом в США (собственно говоря, для американского рынка эта модель и предназначалась).
В 1982 году Тойота Супра стала уже полностью самостоятельной моделью со своим кузовом и двигателями. Однако по-настоящему расцвет Тойота Супра начался только в 1986 году, когда был показан автомобиль в так называемом кузове МА-70. Эту машину оснащали 3-литровым 6-цилиндровым двигателем, который в атмосферном варианте выдавал 204 л.с., а при наличии турбонаддува — 235 л.с. (1987 год) или 238 л.с. (1988 год).
Toyota Supra MA-70 выпускали до 1993 года, пока ей на смену не пришел совершенно новый автомобиль, ставший еще более быстрым и мощным. В 1993 году дебютировало четвертое и последнее на сегодняшний день поколение Supra,
старожилы рынка спорткаров посчитали себя «униженными и оскорбленными». Может, Porsche перенесла бы оскорбление от Mazda, Honda или Dodge, но когда в тот злополучный год для строителей спорткаров Западной Европы американские журналисты на тестовом треке доказали, что Supra превосходит по динамике и 928GT, и RX-7, и NSX, впору было подавать на Toyota в суд за злоупотребление инженерным потенциалом.
Главный конек Супры 1993 года выпуска – трехлитровый двигатель, безнаддувный вариант которого развивал 224 л.с. - почти столько же, сколько «прошлый» турбовый. Турбомотор еще интереснее. Рядная шестерка оснащалась двумя турбинами, которые работали последовательно. Пока все спокойно и водила едет, как предписано запрещающими знаками, трудилась та, что поменьше, прилежно раскручиваясь уже с 1500 оборотов. Но как только дроссельная заслонка распахивала свой зев, а частота подскакивала до 4500 об/мин, вторая турбина с пронзительным визгом раскручивалась до 180 тысяч об/мин, обеспечивая максимальную мощность в 280 л.с. (330 л.с. для «американских» Supra).Прижимаешь педаль газа, и двигатель остервенело схватит вас за шкирку и швырнет вперед, стрелка тахометра будет мчаться к красной зоне не медленнее, чем сама Supra к горизонту. Максималка Супры достигает 260 км/час. Двигатель Supra настолько хорош, что не очень-то легкая машина, - целых полторы тонны, - на дрэговой полосе могла уделать большинство спорткаров того времени. Даже в стоке время прохождения 402 метров составляло 13,5 секунд, а скорость на финише превышала 170 км/час. Купе способно было разогнаться до 100 км/ч за 5,1 секунду. В качестве трансмиссии использовали 4-ступенчатый «автомат», а также 5- или 6-ступенчатую «механику». Сзади в стоке сразу устанавливалось огромное антикрыло — на скорости свыше 150—180 км/ч оно реально помогает в управлении, прижимая заднюю ось к асфальту. Кстати, этот самый спойлер внутри полый — это сделано специально для максимального облегчения веса автомобиля.
Создавая «четвертую» Супру, Toyota планировала потягаться с европейской элитой в лице Ferrari и Porsche. Кроме того, ориентированная на США Supra должна была превосходить мощные, но ватные в управлении иконы янки Chevrolet Corvette и Dodge Stealth. Кстати, с самого начала, Супра продавалась не только в Стране восходящего солнца, но и в Европе и США. В Старом Свете, правда, эта машина пользовалась не самым большим спросом.
Супру оснастили большим количеством дополнительного оборудования, но масса машины снизилась по сравнению с предыдущим поколением на 50 килограммов, причем вес срезали безжалостно: многие болты сделали полыми, а капот алюминиевым. Японцы к постройке Супры подошли со всей присущей им тщательностью к деталям, например, тормоза у обычных и турбированных Supra разные - пришлось пожертвовать унификацией ради идеального баланса шасси. При этом по динамике торможения Supra всегда была в числе лидеров среди машин японского, и не только японского, рынка.
В результате Supra оказалась быстра не только на дрэговой полосе, но и на кольцевой трассе.Лучший результат в то время показывали лишь некоторые Ferrari и Nissan Skyline GTR. В США Supra неоднократно попадала в число призеров по управляемости (хотя никогда не побеждала), опережая Mazda RX-7, Chevrolet Corvette и, что уж совсем удивительно, Porsche Boxster - автомобиль с практически эталонным шасси.
В 1996 году была проведена модернизация, несколько изменившая внешний вид модели (появились новые передние и задние фары).
В 1997 году она была оснащена кузовом GOA и двигателем с системой VVT-i. Модификация 2JZ-GE комплектовалась 3-литровыми атмосферными двигателями, 2JZ-GTE – турбовыми. Кроме этого машина комплектовались амортизаторами Bilstein и 6-ступенчатой механической коробкой передач Getrag. Стоит обратить внимание на версию Supra со съемной крышей (тарга) и двигателем с турбонаддувом. Среди автомобилей последнего поколения есть и модификации с автоматической коробкой передач.
В 1999 году продажи Toyota Supra в Европе и США свернули в виду маленького спроса, а в июле 2002 года машину перестали выпускать и для рынка Японии (за 2001 год в Японии, где еще была доступна Toyota Supra, было продано около 350 автомобилей). После этого момента все ожидали появления нового поколения Supra, но пока этого так и не случилось. Всего, за все время производства этой модели, было продано около 120 000 автомобилей - для спорткара класса GT впечатляющая цифра.
Любители спортивных автомобилей не зря уважают и по сей день Toyota Supra за прекрасную управляемость и мощный двигатель, легко поддающий тюнингу. При этом Supra достаточно надежна и стоит не слишком дорого. Да и цена большинства запчастей на это авто примерно такая же, как и для обычных «японцев», правда, это утверждение не касается кузовных элементов.
Двигатель Supra в стоке выдает лишь половину своего потенциала: у него придушенные турбокомпрессоры и зажатая выпускная система. Supra получила титул «Японская Lamborghini», ее моторы легко и непринужденно разгоняются с 280 (в стоке) до 1200 л.с. (именно столько сняли специалисты JUN).
Интересная страница за всю историю Супры – тюнинговая фирма TRD прямо на тойотовском заводе одно время выпустила ограниченную серию – порядком 20 машин, у которых привод был на все 4-ре колеса (4WD).
Компания Toyota намекнула на возможное возрождение Supra. Есть основания предполагать, что Toyota будет базировать будущее Supra на следующем поколении Altezza, который будет оснащен двигателем V6.
Несмотря на все достоинства этой машины у неё есть ряд недостатков, а именно:
Салон просторен, но вот задние сиденья Вы обнаружите только после прочтения инструкции. Багажник найдете быстрее, но он не глубже ящика письменного стола, а крышка столь тяжела, что после установки антикрыла ее приходится придерживать рукой.
Посадка спортивная. Требует привычки. С водительского места не понять, где кончается капот и кончается ли он вообще, а высокие уровни подоконной линии и панели приборов давят на психику. Обзор плохой. Может разочаровать и отделка салона. Внешне Supra, особенно в ярком цвете, выглядит невероятно напористо, но такого салона стеснялась бы даже Toyota Starlet. В нем нет намеков на шик или спортивность, и соблазнять девушек лучше стоя около машины. Впрочем, критика не относится к эргономике: центральная консоль развернута к водителю, а расположение органов управления удобное и логичное.
И, конечно, Supra, особенно турбовая - провокационный автомобиль. Ездить медленно неинтересно, а ездить быстро чревато. Потому на вторичном рынке очень трудно найти не битую Supra: примерно одна из десяти. И турбина может быть подуставшей.